F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Состав и экономико-географическое ПОЛОЖЕНИЕ ЦЭР

По составу административно-территориальных единиц ЦЭР относится к самому большому в стране и включает в себя: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую области и столичный город Москву.

Центральный экономический район фактически является таковым не по местоположению, а по его значимости в экономике, финансах и политической жизни государства, а также по историческому фактору — именно здесь зародилась русская государственность.

ЦЭР имеет довольно выгодное экономико-географическое положение, хотя и не обладает значительными запасами топлива и сырья. Он расположен на пересечении водных и сухопутных дорог, которые всегда способствовали сближению обширных русских земель, развитию торговли и других видов экономических связей. Пересечение водных и сухопутных дорог обеспечивает устойчивые внутренние и внешние экономические связи. В районе исторически складывались культурно-нравственные, этнонациональные, хозяйственные, политико-управленческие основы централизованного Российского государства. ЦЭР был, есть и будет историческим и экономическим ядром России.

Этот район занимает 3% площади России, а проживает здесь 1/5 всего населения России, или 29,0 млн. чел., что обеспечивает району первое место по численности жителей в стране.

Район располагается на западе и в центре европейской части России в пределах Восточно-Европейской равнины. На западе расположены Среднерусская, Валдайская возвышенности и др. На востоке преобладают низменности: Мещерская, Верхневолжская.

На западе и юго-западе района имеет государственную границу с суверенным государствами - Белоруссией и Украиной. Северным соседями являются Северный, Центрально-Черноземный экономические районы, а на востоке к нему примыкают Волго-Вятский и, на очень небольшом отрезке, Поволжский районы.

По объему валового внутреннего продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу ЦЭР значительно превосходит другие крупные экономические районы страны. На долю района приходится 20,9% валового регионального продукта страны, 16,8% производства промышленной и 15,7% сельскохозяйственной продукции страны.

ЦЭР стал базовым регионом, в котором в наибольшей степени стали формироваться рыночные отношения: получила развитие финансовая система, развивается рыночная инфраструктура, успешно привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные с иностранными партнерами промышленные предприятия. В районе сформировался многоотраслевой

-3-

хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют обрабатывающие

отрасли промышленности. Отсутствие промышленных запасов минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов ставит развитие экономики района в зависимость от поставок сырья, топлива, комплектующих изделий и деталей из других районов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

ЦЭР относится к старопромышленным районам, где велика доля накопленного прошлого труда и сложилась развитая и достаточно эффективная транспортная инфраструктура — густая сеть автомобильных и железнодорожных магистралей, разветвленная система газо- и нефтепроводов, линий электропередач, а также речных путей и аэропортов.

В территориальном разделении труда ЦЭР выделяется наукоемкими и трудоемкими отраслями машиностроения, химической и легкой промышленностью. Не смотря на снижение их доли в производстве промышленной продукции за годы экономических преобразований, вызванное кризисными процессами и распадом единого пространства, они сохраняют ведущую роль в экономике района и страны.

Центр, используя свой совокупный потенциал, активно участвует в формировании единого экономического пространства России, является районом-донором, обеспечивающим бюджетное перераспределение средств в пользу депрессивных и отсталых регионов. Он также относится к числу наиболее экспортно-ориентированных районов: его экспорт в страны дальнего зарубежья составляет 1/3 общероссийского, а в страны СНГ — 40% суммарного экспорта России в страны Содружества.

Другое по географии

Развитие транспорта Западно-Сибирского экономического района
На сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, и одной из важнейших задач ее является интеграция в мировую экономическую систему, основу которой составляют глобальные рынки товаров и услуг, котор ...