F1mnenie.ru

Экологические проблемы городов

Экономические проблемы развития Севера России

С кардинальными преобразованиями российского национального хозяйства обострились проблемы развития и функционирования социально-экономических комплексов северных территорий. Это актуализировало исследование общих и специфических особенностей структурных изменений в региональной экономике и механизма взаимодействия федерального и территориального уровней государственного управления. При исследовании экономики Севера России следует учитывать, что это понятие имеет географический смысл, и не привязано к экономическому району. Собственно, одной их методологических проблем внутренней типологии и классификации территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностям является несоответствие административно-территориальных границ субъектов Федерации и социально-экономического зонирования регионов Севера России. Это обстоятельство затрудняет информационное обеспечение исследовательских работ, поскольку в практике статистические данные, нормативные документы и аналитические материалы Росстатагентства, Министерства по налогам и сборам, Министерства экономики, Министерства финансов представляются в пределах границ субъектов Федерации. Отправным моментом исследования экономики Севера России является теоретическое обобщение и детальная научная проработка методологических подходов и методических принципов к определению понятия "Север" и проблемам типологии, районирования и зонирования. В общем случае "Север" определяется, как территория ограниченные физико-географическими параметрами. Правовая интерпретация районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в экономике России традиционно регулировалось Постановлениями Правительства Российской Федерации путем установления перечня конкретных территорий. Отнесенные к районам Крайнего Севера территории России географически расположены в широтном диапазоне от 82-го (о. Рудольфа) до 44-го градуса (Южно-Курильские острова) и понятие " экономика Севера России" не имеет жестко очерченных границ Такая интерпретация отличается от определений "Севера№ принятых в мировой практике. При определении "Севера" как области хозяйственной деятельности человека принципиальными моментами являются качественная и количественная оценка совокупности социально-экономические, национально-этнических и природно-климатических факторов и условий. Но, к сожалению, и в этом случае типология территорий Севера России по отдельным критериям дает представление о региональной специфике, но не позволяет выделить характерные общие признаки. В соответствии с федеральным законом "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации" от 19 июня 1996 года № 78-ФЗ установлено понятие "Север" как высокоширотная часть территории Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения. С принятием Федерального закона установление границ территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также районирование Севера, регулируется федеральным законодательством. Однако, соответствующий проект Федерального закона "О районировании Севера Российской Федерации" до сих пор находится в стадии обсуждения. В последние годы в отечественной экономической науке достаточно оживленно дискутируются вопросы типологии и районирования экономики Севера России. Отечественная практика экономического районирования по критериям выделения крупных экономических районов не соответствует новым тенденциям и процессам управления территориями Севера России. Сравнительный анализ методологических подходов к выделению и методам оценки хозяйственной деятельности северных регионов, особенностей формирования социально- трудовых и национально-этнических отношений и механизмов регулирования, безусловно, будет способствовать пониманию общих и специфических особенностей развития. Обобщение мирового опыта Скандинавских стран, Канады и других государств в области районирования и зонирования северных территории имеет научное и практическое значение при формировании концепции и стратегии развития Севера России. С другой стороны, анализ ретроспективных особенностей хозяйственного освоения Севера России и практических результатов реструктуризации экономики Севера России также имеет интернациональное значение, поскольку на территории этого региона проживает почти ѕ мирового населения Арктической зоны. С методологических позиций интерес представляет метод целевого районирования, прошедший практическую апробацию при разработке региональных программ развития Севера Канады. В рамках этогог подхода необходимо решить методологические проблемы выделения Севера России как геосоциоэкономического региона, который охватывает несколько политико-административных и физико-географических районов, характеризующихся общностью уникальных природно-климатических, социальных и экономических факторов: отдаленностью от основной зоны расселения, очаговым характером освоения, ресурсной ориентацией хозяйства, высокой капиталоемкостью производства, недостаточно развитой системой обслуживания. Кроме того, в числе факторов особое место занимает специфика освоения российского Севера, связанная с условиями сезонного завоза материально-технических ресурсов и потребительских товаров в период навигации морского и речного транспорта. Исследование геосоциоэкономической системы Севера России позволит определить роль и значение этого региона с точки зрения национальных отраслевых и территориально-административных проблем развития. Практическая значимость результатов проявится в определении направлений совершенствования механизма согласования федерального и территориального уровней управления в перспективном развитии региона. В числе методов количественного анализа структурных изменений в региональной экономике внимания заслуживают методы анализа и планировании стратегии региональной и местной экономики, получившие достаточно широкое распространение за рубежом и описанные в работах Blankery Ed., McLean M., Voytek K. Одной из основных проблем для российского Севера является формирование концепции государственной инвестиционной политики и разработка региональных целевых инвестиционных программ. Это определяет актуальность анализа и оценки инвестиционного потенциала Севера России и перспектив развития региона и территорий. В соответствии с методикой экспертных оценок инвестиционную привлекательность предполагается определять на основе анализа совокупности характеристик производственного, интеллектуального и институционального потенциал, потребительского спрос, показателей уровня жизни, степени развития отраслей инфраструктуры и других факторы. Это позволит ранжировать регионы и выявить общие и специфические критерии типологии территорий Севера по уровню инвестиционной привлекательности и инвестиционным рискам. Отправной точкой типологии регионов по критериям социально-экономического состояния и разработки региональных программ является структурный анализ региональной экономики. В представленном обзоре ограничимся общим анализом места экономики Севера России в национальном хозяйстве и характеристикой наиболее общих проблем социальных гарантий населению, проживающему на территории этих регионов.

Другое по географии

Субрегионы Африки
Африка занимает площадь 29,2 млн км². Протяженность с севера на юг — 8 тыс. км, с запада на восток в северной части — 7,5 тыс. км. Особенностью ЭГП многих стран региона является отсутствие выхода к морю. В то же вр ...